15 декабря в Москве прошел конгресс «Право на здоровье». Мероприятие, организованное GxP news совместно с международной юридической компанией Dentons, было посвящено новым подходам к регулированию системы здравоохранения. Ведущие эксперты в сфере фармацевтики и медицины, представители Минздрава, Минпромторга, FDA и EMA собрались, чтобы обсудить «перезапуск» индустрии здравоохранения в России, нормативные барьеры, ограничивающие доступ к лекарствам и медицинской помощи, и новую дорожную карту для развития системы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения в России. 

Марина Мазуревская, заместитель генерального директора по правовым вопросам и работе с органами государственной власти компании «Нанолек», выступила на сессии «Государственно-частное партнерство в здравоохранении: новые возможности». Эксперт рассказала о промышленном государственно-частном партнерстве и поделилась своим видением инвестиций и технологий частного бизнеса для развития инфраструктуры государственных учреждений и создания современных научно-производственных центров. 

Сейчас у каждого потенциального участника такого партнерства свои преимущества и недостатки — например, у научных институтов блестящие ученые и научно-исследовательская база, но не всегда есть ресурсы для масштабирования производства. У частного партнера научных кадров может не хватать, зато сотрудники умеют выводить лекарственные препараты на рынок, разбираются в производстве и лицензионных требованиях. 

Государственно-частное партнерство в этом секторе действительно открывает новые возможности, причина — в объединении ресурсов, привлечении в экономику частных инвестиций. Все это делает товары и услуги доступнее и повышает их качество, позволяет НИИ масштабировать лабораторные разработки и создавать рабочие места, частным партнерам — получать доступ к  научным разработкам (в фармотрасли это в основном инновационные препараты и препараты в условиях высокой конкуренции) коммерциализировать их, а государству (в лице Минобрнауки, Минпромторга или Минздрава) — контролировать реализацию проектов и создавать объекты инфраструктуры с привлечением средств частных партнеров. Сейчас такой вариант сотрудничества попадает под Федеральный закон N 224-ФЗ и оформляется как Соглашение о государственно-частном партнерстве.

Говоря о стоимости инвестиционных проектов, М. Мазуревская отметила, что организовать фармацевтическое производство с нуля обойдется минимум в 10 миллиардов рублей. При этом вложения частного партнера здесь в безопасности: соглашение о государственно-частном партнерстве позволяет частнику сохранить собственность на объект соглашения и не отменяет соглашений о защите и поощрении капиталовложений. 

Но есть у соглашения о ГЧП и свои минусы, связанные с зарегулированностью здравоохранения. Так, на заключение соглашения уходит минимум полгода, предварительно нужно собрать множество лицензий, членств в СРО и других разрешений. Увеличиваются сроки, и не получается прямо установить обязанность закупки объема продукции. Важной проблемой с соглашением о государственно-частном партнерстве в фармотрасли М. Мазуревская назвала неясность с инициатором сотрудничества: «Если мы уйдем от частной инициативы, то не очень понятно, кто из трех ведомств должен быть инициатором. Каким образом Минздрав сможет контролировать стройку, сможет ли Минпромторг правильно рассчитать потребность и необходимо ли это Минобрнауки. Здесь основная сложность в реализации этого инструмента в здравоохранении, при том что формально возможности при определенных усилиях и желании есть».