Сколько стоит доверие? Существуют ли инструменты для его создания? Как оно работает для обеспечения коммерческого успеха? Можно ли выстроить системно доверие между бизнесом и государством?

Тема сложная, тонкая, располагающая к глубокой дискуссии. В середине июля эти темы обсуждали на онлайн-конференции «Сколько стоит доверие?» при участии медиапортала #Трансформа1.

В обсуждении приняли участие: Маркос Агуйяр, управляющий директор и старший партнер Boston Consulting Group, Бразилия; Андрей Шаронов, Президент Московской школы управления Сколково; Андрей Елинсон, Управляющий партнёр А1 и Владимир Христенко – Президент «Нанолек».

Так сколько же стоит доверие? Владимир Христенко высказал свою точку зрения:

«Вся деятельность нашей компании построена на доверии. Я бы обозначил три уровня аудитории, на которых оно направлено: 

1.       Наши партнеры, в том числе и международные, которые передают нам технологии. Мы своей миссией выбрали делать лучшие технологии, которые будут доступны каждому жителю нашей страны, и все свое развитие мы строили так, чтобы принести эти технологии в Россию. Большие международные компании довольно тяжело и медленно входят в какое-либо партнерство, так как у них есть много и политики, и правил внутри самой компании. В такое партнерство зайти тяжело, но если ты выполняешь обещанные условия, то в нем можно остаться надолго. Это крайне важно для бизнеса, потому что в России мы все мучаемся от того, что у нас все разрабатывается на короткий срок: законодательство постоянно меняется и тяжело планировать действия на долгосрочную перспективу. 

2.       Государство, которое является ключевым партнером нашей деятельности. Не зря у в России есть поговорка «доверяй, но проверяй». Таким образом, государство говорит: «делайте и ни о чем не волнуйтесь», но нам хочется более определенных отношений, возможно контрактов с определенными обязательствами сторон. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать продукт, который будет востребован, а государство в том, чтобы его население не страдало от страшных болезней. Мы надеемся, что такая юридическая форма скоро будет найдена. 

3.       В конечном итоге, обычные люди принимают решение: какую вакцину использовать или чем привить своего ребенка. Уровень доверия в таких ситуациях должен быть на максимальном уровне. Тут с доверием все не очень хорошо, потому что россияне не доверяют отечественным лекарствам. И речь идет о самых разных людях и с разным уровнем осведомленности. Это, в свою очередь, отражается на истории с ковидной вакцинацией, хотя на мой взгляд есть и другие аспекты кроме доверия к качеству продукта. Тут нужно обеспечивать большую прозрачность с точки зрения потенциальных побочных эффектов, так как любой лекарственный препарат обладает потенциальными побочными эффектами, и в этом нет ничего страшного. 

Кроме этого, необходимо развивать регуляторную систему и объяснять обществу, что все предприятия, которые есть в России, соответствуют определенным стандартам. И это официальные стандарты, по которым мы все производим».