Горячие дебаты на актуальные темы Гайдаровского форума продолжаются. Владимир Христенко, президент НАНОЛЕК, принял участие в дискуссии «Иммунопрофилактика: перспективы развития – 2035».

Данная тема поднимается давно на различных профильных мероприятиях и жарко обсуждается экспертами из разных ведомств. Как известно, самая эффективная профилактика различных заболеваний, в том числе смертельных, — это вакцинация. Ее роль возрастает в разрезе реализации демографической политики, обеспечения биологической безопасности в современном мире, а также увеличения продолжительности здоровой жизни населения.

Какие вызовы стоят перед сообществом и какие задачи необходимо решить, чтобы эффективно использовать наработанные достижения? Как реализовать концепцию иммунизации с учетом перспектив планирования календаря прививок? Возможно ли долгосрочное планирование поставок вакцин на практике? Эти и многие другие вопросы были обсуждены собравшимися экспертами.

Владимир Христенко высказал свою точку зрения и поделился видением решения имеющихся проблем:

«Российская система здравоохранения и НКПП активно развивается, это надо признать: в календаре появляются новые инфекции, которых ранее не было (например, пневмококковая инфекция), начинают использоваться комбинированные вакцины, растет бюджет. За последние несколько лет он вырос с 8 до 22 млрд рублей, позитивные сдвиги налицо.

С другой стороны, есть аспекты, которые не дают развиваться индустрии. И я хотел бы перейти к самому главному тезису. Большое количество различных программ поддержки можно было бы заменить всего одним: гарантиями развития НКПП и гарантиями закупок вакцин в рамках развивающегося НКПП.

И вот почему. Сроки в нашей индустрии имеют огромное значение. Проект по локализации инактивированной вакцины против полиомиелита мы начали в 2012 году. В 2017 году, когда у нас была готова лекарственная форма, случилась та проблема, о которой все знают - глобальный дефицит вакцины против полиомиелита. Благодаря наличию готовой лекарственной формы, мы смогли эту проблему нивелировать достаточно быстро.

В прошлом году мы подписали соглашение с Институтом им. Чумакова (у которого есть разработка полного цикла вакцины против полиомиелита) для того, чтобы в 2022 году запустить полный цикл производства в России, а в 2027 году выйти на рынок ВОЗ. От начала проекта до производства полного цикла – 10 лет, до начала экспорта – 15 лет.

Нужны гарантии того, что в такой-то год такая-то вакцина войдет в НКПП. В 2019 году НАНОЛЕК подписала несколько соглашений (с компанией «Санофи» - о локализации вакцины от менингококковой инфекции и т.д.), но по факту мы не имеем никаких представлений, когда эти вакцины войдут в НКПП. Самое страшное, что в конце этой работы, к сожалению, нет никаких гарантий, что тот продукт, который мы будем производить будет востребован.

Возьмем официальные цифры Роспотребнадзора: от 3 вакциноуправляемых инфекций – ветрянка, ротавирус и менингококк – экономический ущерб в прошлом году составил 53 млрд рублей. А весь бюджет НКПП составляет 23 млрд рублей.

Если, например, мы возьмем статистику по заболеваемости раком шейки матки, то увидим, что в возрасте от 30 до 39 лет у женщин основная причина смертности – злокачественное новообразование. Вопрос: чего мы ждем, чтобы включить вакцину в НКПП?

Поэтому мы, как производители готовы, у нас есть видение и предложения. Конечно, чтобы к этому прийти требуется огромная работа: прогноз эпидемиологов по росту заболеваний, государству надо провести работу по планированию закупочной цены, необходимы сведения по рождаемости через 5 лет - все это требует огромной подготовительной работы с точки зрения прогнозирования. Равно как и наша работа – она тоже требует огромной подготовки, огромного вложения времени, ресурсов и, в первую очередь, интеллектуального капитала. Поэтому призываю всех присутствующих экспертов неоднократно возвращаться к этому вопросу».